top of page

Подражательные игры для детей до 3-х лет

Обновлено: 28 янв. 2021 г.

Все чаще мы слышим тревожные рассказы мам школьников о многочасовых «страданиях» над «домашкой», а ребенок все равно не может написать слово без ошибок? Читает «пык-мык», считает плохо, а почерк корявый.


Потом поди докажи учителям, что твой Ванюша не лентяй. Ребенок и вправду старается — пишет слова по 10 строчек, считает примеры, но у него не получается, а желание учиться всё меньше…

Но, что, если детские ошибки, плохой почерк, нежелание идти в школу и делать уроки — это вообще не про лень и безграмотность?

Всё дело в том, что детский мозг за время развития проходит множество этапов. Только за первые три года ребенку нужно научиться ползать, ходить, говорить… Из-за такой нагрузки не все этапы проходят гладко. В основе письма, счета, чтения лежат простые навыки, которые ребенок осваивает в раннем возрасте, а сложности появляются из-за ошибок в развитии мозга. Например, ребёнок может медленно писать, потому что мозг в своё время не научился делать простые действие на автомате. Вы же, когда пишете, не думаете, как выводить буквы? А детский мозг думает. Над каждой буквой. Над каждым словом. И никак он не сможет писать быстрее, пока не освоит автоматизм. Причины проблем бывают разные, их десятки. Если их не исправлять, то сложные действия: чтение, письмо, счет, будут идти со скрипом. Но есть хорошая новость: большую часть ошибок можно легко исправить или лучше – предотвратить, начиная профилактику уже в раннем возрасте, правильно формируя психомоторное развитие ребенка. Это может сделать даже мама. Как? За счет веселых подвижных упражнений-игр. Да, дети любят играть, двигаться, так почему бы не делать это с пользой для мозга? Просто делаете упражнения, играете в подвижные, подражательные игры и тренируете мозг: улучшается концентрация, внимание. И самое главное - такие игры и тренировки не просто заряжают мозг энергией на время, а настраивают и даже исправляют ошибки его развития раз и навсегда, если что-то было упущено или пошло не так в предыдущие периоды.

Имитационные игры дают возможность использовать их не только для развития двигательных навыков, познавательной активности, восприятия, внимания, памяти, речи, но и для оптимизации и нормализации детско-родительских отношений.

Игры способствуют эмоциональному сближению родителей и детей, знакомят малышей с миром эмоций и способами их выражения. Совместное участие в этих играх не просто приносит удовольствие и сокращает эмоциональную дистанцию в общении между участниками, но и дает возможность детям порадовать и удивить своих родителей.


Играя вместе с детьми, мы, взрослые, понимаем вдруг, что дети не только источник постоянных забот, но и источник радости и даже гордости. Мы глубже понимаем их внутренний мир, переживания, логику и вектор их развития в данный момент.

Позитивный эмоциональный заряд, получаемый детьми в процессе имитационных игр, положительно сказывается на эффективности и результативности других видов их деятельности.

В имитационно-подражательных играх мы показываем детям движения животных или действия людей: бежит лошадка, крадется кошка, едем на санках или машине, строим снеговика и т.д. Движения сопровождаются яркой мимикой и несложным, лучше рифмованным, текстом. В игре присутствуют четкие правила.

Имитационные игры обладают целым рядом неоспоримых достоинств:

  1. Предлагаемые игровые цепочки достаточно просты, незатейливы, хорошо знакомы детям, несмотря на небогатый социальный опыт. Например, они становятся то озорными воробьями, то бабушкиными клубочками, то сонными котятами, а то и просто цветочками;

  2. Проигрывание знакомых ситуаций не вызывает у детей напряжения и затруднений в процессе совместного со взрослым освоения игрового опыта;

  3. Стихотворное сопровождение цепочки различных действий ритмически организует игры, что позволяет многократно использовать одни и те же движения, каждый раз в соответствии с новой ролью. К тому же, рифмованные строчки легко запоминаются, помогают поддерживать постоянный интерес к имитационным играм и вызывают желание играть в них снова и снова;

  4. Использование звуковых, цветовых, тактильных и зрительных стимулов дает возможность для накопления богатого чувственного опыта в процессе взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками, способствует сосредоточению на переживаемых эмоциях;

  5. Участие детей в имитационных играх на правах партнерства облегчает социальную адаптацию, насыщает детей позитивными эмоциями;

  6. Взаимодействуя с другими участниками игры они получают возможность изменять игру (дополнять или придумывать варианты действий, сочинять продолжение). Такое сотворчество, несомненно, повышает уверенность детей в своих возможностях, что, в свою очередь, вызывает большую активность и самостоятельность каждого ребенка.

Многие игры хорошо знакомы нам с детства и проверены многовековым опытом поколений, другие возникли в наше время и отражают современную действительность. Да и вы сами можете стать автором игры, отражающей интересы вашего малыша в данный момент. Так сказать: «на злобу дня». Вспоминаем!!!

«Мишка косолапый по лесу идет».

«У медведя во бору»

«Гуси-гуси»

«Скачет зайка»

«Вышла курочка хохлатка»

«Идет коза рогатая».


Примеры игр:

Автор статьи: Елена Пакина Педагог по программам развивающей гимнастики, детской йоги и нейройоги

394 просмотра
bottom of page